«Кровавый янтарь» может стать окном в эпоху динозавров, но палеонтологи столкнулись с этическими проблемами при изучении окаменелостей

Когда речь идёт о динозаврах, многим сразу же вспоминаются огромные скелеты из лучших исторических музеев мира.

Но на самом деле за последние пять лет на развитие палеонтологии сильно повлияли крошечные окаменелости.

Часть самых выдающихся открытий в этой области неразрывно связана с янтарём: в окаменевших шариках древесной смолы, возраст которой составляет сотни миллионов лет, находили хвосты динозавров, останки примитивных птиц, насекомых, ящериц, а также цветов.

Эти находки позволяют по-новому взглянуть на эпоху динозавров, словно она закончилась совсем недавно. Удивительные создания и растения выглядят так, будто бы умерли только вчера: их мягкие ткани остаются нетронутыми, сохраняя такие детали, как кожу, окрас, перья, зубы, а также (в случае с растениями) лепестки и листья. Все эти детали обычно разрушаются в процессе превращения останков в камни, но не в случае с янтарём.

Однако добыча палеонтологических сокровищ осложняется рядом проблем.

Самые богатые залежи янтаря находятся в стране, охваченной гражданской войной

Месторождения янтаря находятся в нескольких точках планеты, однако залежи, образовавшиеся ещё до вымирания динозавров, встречаются крайне редко. В их число входят залежи, обнаруженные в штате Качин в Мьянме, расположенном в северной части страны, недалеко от границы с Китаем. Именно в этом регионе долгие годы идут столкновения правительственных сил и этнических меньшинств.

В 2017 году военные Мьянмы, обвиняемые в геноциде народа рохинджа на западе страны, начали захватывать земли с янтарными рудниками, ранее принадлежавшие коренным качинам, что подлило масла в огонь гражданской войны.

«У нас имеются свидетельства нарушений прав человека, напрямую связанные с добычей янтаря, и мы, как палеонтологи, а также как обычные люди обязаны брать в расчёт этические последствия наших действий», заявила Эмили Рэйфилд, профессор палеобиологии из Школы наук о Земле при Бристольском университете и глава Общества палеонтологии позвоночных – организации, изучающей окаменелости позвоночных.

Общество призывает коллег воздержаться от работ с янтарём, доставленным из Мьянмы в период с июня 2017 года, когда рудники захватили военные. Общество также отправило запросы в более чем 300 научных журналов с просьбой прекратить публиковать исследования, основанные на ископаемом янтаре, найденном с той даты.

«Мы не потворствуем продвижению наших научных достижений за счёт людей, столкнувшихся с гуманитарным кризисом», заявила Рэйфилд вместе с другими лидерами Общества палеонтологии позвоночных в апрельском письме, адресованном издателям журналов.

Члены общества выразили обеспокоенность тем, что многие ценные образцы бирманского янтаря через коммерческую торговлю попадают в частные руки, а не в государственные учреждения, что затрудняет их изучение учёными всего мира.

Многие палеонтологи поддерживают эту позицию, однако некоторые считают этот шаг преждевременным, отмечая, что он никак не улучшит ситуацию в Мьянме и может привести к тому, что научное сообщество лишится многих важных находок.

Этические вопросы, связанные с изучением окаменелостей янтаря, осложняются и другими факторами. Поскольку многие образцы янтаря попадают в частные руки, палеонтологам трудно проводить процесс засвидетельствования того, что их коллеги обнаруживают внутри ископаемого янтаря. Более того, учёные не изучали почву в районах добычи янтаря в Мьянме, что затрудняет точную датировку янтаря.

Янтарный рудник в Мьянме

«Кровавый янтарь»

Добыча бирманского янтаря в штате Качин ведётся на протяжении сотен лет. Но, согласно данным исследователей, активная торговля этим материалом началась 10 лет назад ввиду роста спроса на полудрагоценные камни со стороны Китая.

По словам Рэйфилд, после того как китайский палеонтолог Лида Син нашла хвост динозавра в янтаре, продававшемся на рынке в Мьянме недалеко от границы с Китаем, что стало одной из главных новостей 2016 года, спрос на янтарь со стороны частных покупателей увеличился ещё сильнее. (Тем не менее, останки позвоночных животных вроде динозавров и ящериц в янтаре – большая редкость.)

В Китае драгоценный камень получил название «кровавый янтарь» из-за своего тёмно-красного цвета, и здесь уместно провести параллель с «кровавыми алмазами» – драгоценностями, с помощью которых финансировали конфликт в Африке.

Янтарь, как нефрит и рубины, является ресурсом, который, вполне вероятно, сыграл важную роль в конфликте между «Армией независимости Качина», одной из нескольких повстанческих армий в Мьянме, которая контролировала значительную часть территории в течение многих лет, и вооружёнными силами Мьянмы, известными как «Татмадау».

В докладе 2018 года Международного комитета ООН по установлению фактов в Мьянме подробно описаны пытки, похищения и сексуальное насилие со стороны «Татмадау» в районе добычи янтаря в период с ноября 2017 года по апрель 2018 года. В докладе подчёркивается, что жертвы и свидетели этих действий подтвердили, что целью «Татмадау» было присвоение янтаря и захват района, где находились залежи данных ресурсов, который ранее контролировался «Армией независимости Качина».

Представитель правительства Мьянмы отказался давать комментарии новостной службе CNN. В 2019 году Мьянма отклонила проект резолюции по своей внутренней ситуации в Совете ООН по правам человека в Женеве. Согласно статье, опубликованной в государственном издании Мьянмы Global New Light of Myanmar, резолюция была основана «на одностороннем взгляде на ситуацию, а также крайне политизированных и в корне ошибочных отчётах со стороны Международного комитета по установлению фактов».

«Преждевременный шаг»

Палеобиолог Джордж Пойнар, почётный профессор факультета интегративной биологии Колледжа наук при Орегонском университета, считает, что необходимо продолжать изучение бирманского янтаря, поскольку он даёт уникальную возможность взглянуть на жизнь, существовавшую во времена динозавров.

«В противном случае ценные с научной точки зрения окаменелости превратятся в украшения и будут потеряны для будущих поколений», написал Пойнар в одной из своих статей.

Пойнар несколько десятилетий работал с окаменелостями янтаря, и именно он первым обнаружил, что янтарь позволяет сохранять внутриклеточные структуры живого организма, оказавшегося внутри него. Этому был посвящён его доклад 1982 года. Его работа вдохновила создателей научно-фантастического фильма «Парк Юрского периода», где ДНК динозавра извлекается из крови комара, попавшего в янтарь.

Хотя он не отрицает того, что в районах добычи янтаря были совершены преступления против этнических меньшинств, Пойнар отмечает, что нет никаких доказательств в пользу теории о том, что «акты агрессии против меньшинств в стране финансировались средствами, полученными с продажи окаменелостей бирманского янтаря».

Профессор Пойнар, ссылаясь на интервью с шахтёрами и торговцами, отметил, что подавляющее большинство бирманского янтаря, содержащего окаменелости, ввозилось и по-прежнему ввозится контрабандой в Китай, где он уже на законных основаниях продаётся на рынках, особенно в городе Тэнчун, расположенном недалеко от границы с Мьянмой.

«Мне кажется, что действия Общества палеонтологии позвоночных были преждевременными», сообщил он CNN в электронном письме. Он надеется, что редакторы научных журналов отклонят «требование Общества палеонтологии позвоночных запретить публикации статей, посвящённых окаменелостям бирманского янтаря».

Против этих мер выступает не только он. В августе было опубликовано открытое письмо, подписанное более чем 50 учеными, где говорится о том, что бойкот будет разрушительным, особенно для тех, кто только начал исследовательскую карьеру, и что он никак не поспособствует исправлению ситуации в Мьянме и не сделает палеонтологические исследования более этичными.

«Наука служит для расширения знаний человечества. Учитывая, что бирманский янтарь является на данный момент одной из важнейших возможностей подробно рассмотреть меловой период, отказ от его изучения и от публикаций будет означать отказ от знаний об истории жизни на Земле», говорится в письме.

И хотя янтарь, содержащий останки динозавров и других позвоночных, встречается действительно редко и стоит очень дорого, по словам авторов письма, янтарь, содержащий более мелкие образцы, в числе которых растения и насекомые, часто продается менее чем за 100 долларов. В письме также отмечается, что в Мьянме по-прежнему остаются залежи янтаря, которые ещё не взяты под контроль военными.

Доисторические адские муравьи охотились на добычу в необычных головных уборах

Особенно активна позиция палеоэнтомологов, которые изучают доисторических насекомых. В июне Международное палеоэнтомологическое общество опубликовало заявление, в котором говорилось, что меры, предложенные Обществом палеонтологии позвоночных, могут быть контрпродуктивными.

«Объявление бойкота коммерческой торговле и запреты на пополнение коллекции музеев и печать научных публикаций не поможет народу Мьянмы преодолеть нынешние трудные обстоятельства», говорится в заявлении.

«Это, наоборот, приведёт к увеличению объёмов незаконной торговли, потере научного материала и к тому, что окаменелости окажутся в частных коллекциях, что станет огромной потерей для науки как в Мьянме, так и в остальном мире».

В заявлении также отмечается, что редакторы научных журналов не должны брать на себя роль цензоров.

Ситуация на данный момент

Статьи, основанные на находках учёных в янтаре, всё ещё публикуются, но, учитывая темпы научных исследований и процесса рецензирования, большинство из них основаны на образцах янтаря, обнаруженных до 2017 года – до предложенного моратория.

Журнал Acta Paleontologica Polonica (APP) не будет рассматривать какие-либо статьи о бирманском янтаре, собранные с 2017 года, а Journal of Systematic Palaeontology («Журнал систематической палеонтологии») пошёл ещё дальше, заявив, что полностью отказывается от публикации исследований, основанных на изучении окаменелостей бирманского янтаря.

Журнал Nature, где публикуются самые престижные рецензируемые исследования в этой области, отказался вводить общий запрет.

В интервью с CNN редакторы Nature заявили, что журнал «решительно выступает против преследований и притеснений во всем мире и стремится предоставить авторам возможность публиковать скрупулёзные и детальные исследования, которые проводятся в соответствии с высокими этическими стандартами».

«При оценке работ, описывающих образцы окаменелостей, редакторы журнала Nature тщательно рассматривают каждую ситуацию в каждом конкретном случае, принимая во внимание руководящие принципы, правила, стандарты и законы в данной области и регионе».

«Мы можем отклонять и отклоняем статьи, если они не соответствуют какому-либо из требований нашей редакционной политики, в том числе в тех случаях, когда наши редакторы и эксперты-рецензенты считают, что авторы не предоставили достаточных доказательств того, что сбор окаменелостей проводился ответственным образом и с разрешения местных властей».

Фил Барден, доцент Технологического института Нью-Джерси, опубликовал в прошлом месяце статью, основанную на изучении образца янтаря из Мьянмы, в котором находился необычный доисторический муравей. Образец был привезён из Мьянмы до 2017 года, и Барден подчеркнул, что его лаборатория будет работать только с окаменелостями, найденными до указанных в моратории временных рамок.

«Я считаю, что обращение Обществом палеонтологии позвоночных было сделано из лучших побуждений, и согласен с тем, что нам нужны стандарты, чтобы научные исследования не поддерживали или косвенно потворствовали неэтичному поведению в любом масштабе», сказал он. «Я считаю, что нам необходимы подробные консультации с народом Мьянмы, чтобы мы могли разработать эффективный механизм».

«И хотя научное сообщество может так и не обнаружить некоторые виды живых организмов, которые в итоге окажутся в чьём-нибудь ожерелье или кольце (что я лично не раз наблюдал), мне кажется, что некоторые учёные продолжат работать с этими окаменелостями, игнорируя предложенный бойкота», сказал он в электронном письме.

Другие палеонтологи рады тому, что Обществом палеонтологии позвоночных заняло твёрдую позицию по этому вопросу.

«Нет абсолютно никаких причин, по которым окаменелость, какой бы важной она ни была, должна цениться выше человеческой жизни», сказал Алессандро Кьяренца, палеонтолог и научный сотрудник Университетского колледжа Лондона.

Самая старая сперма животных обнаружена в янтаре возрастом 100 миллионов лет

Рэйфилд, президент Общества палеонтологии позвоночных, заявила, что члены Общества хотят побудить людей задуматься о том, откуда берется янтарь, над которым они работают, и присмотреться к цепочкам поставок и происхождению материала.

На данный момент решение о приобретении того или иного образца принимается каждым музеем или каждым учёным по отдельности, и на него не влияют внешние факторы, поскольку проводить комплексную проверку в таких местах, как Мьянма, довольно сложно.

«Это сложная ситуация, и в будущем всё может измениться. Мы ни на кого не возлагаем вину», подчеркнула Рэйфилд. «Но теперь, когда у вас есть вся необходимая информация, подумайте об этических последствиях того, что вы делаете, и о том, стоит ли наука этих жертв».