Откуда брала сырье древняя мастерская в Болгаре

Тонкие работы, армянские и славянские следы и экспорт разного рода сырья — интервью с археологом, сделавшим уникальную находку в Татарстане.

Родом из Прибалтики

— Денис Юрьевич, расскажите, как вы обнаружили мастерскую?

— Это произошло в результате планомерных ежегодных археологических исследований Булгарского городища. Мы как раз исследовали слои золотоордынского периода. Ценность находки в том, что такие вещи попадаются не так часто.

— А когда вы нашли эту мастерскую?

— В прошедшем сезоне. Итоги работы сезона подводятся обычно ближе к весне. Ведь сразу сказать обо всем мы не можем — сначала обнаруженный материал нужно обработать, осознать, что мы раскопали.

— Итак, что конкретно вы нашли в янтарной мастерской?

— Мы нашли непосредственно сырье (сам янтарь-сырец), большое количество заготовок и изделий (бусы, привески, вставки), отходы производства. Были обнаружены и инструменты — они представлены разного вида ремесленными ножами с изогнутой спинкой, небольшим долотцем для огранки и чеканки янтаря, напильником, шильями для прокалывания отверстий с последующим созданием бус. Эти инструменты ничего особенного собой не представляют, наверное, они были у многих ремесленников того времени. Но все вместе — это признаки именно мастерской, а не какого-нибудь склада для продажи продукции.

— Насколько это тонкие работы?

— Это не было промышленным производством. Есть тонкие изделия, уникальные и редкие. Есть такие вещи, которые попадаются единично. Но в основном изделия предназначены «широкому кругу потребителей». Те же бусы, набив руку, мастера уверенно производили в большом количестве. Но есть вещи, которые явно принадлежат руке ученика: где-то не соблюдена форма, страдает качество. Видно, что там работали не только специалисты, но и ученики-подмастерья.

— Откуда могло поставляться сырье для янтарных украшений?

— Мы сделали серию анализов образцов в Казанском федеральном университете. Малое количество серы в них говорит о том, что, скорее всего, сырье поступало с территории Прибалтики. То есть это прибалтийский янтарь.

— Куда пойдут эти вещи — отправятся в Москву, в Казань или останутся в Болгаре?

— Последнее. Там, на месте, как вы знаете, есть Музей болгарской цивилизации. Все находки мы сдаем туда для последующей обработки и изучения специалистами.

— То есть в скором времени туристы тоже смогут увидеть эти экспонаты?

— Я надеюсь, что посетители Болгара смогут своими глазами посмотреть на них. Все зависит от сотрудников музея — как скоро они обработают их и устроят экспозицию или организуют отдельную выставку.

Болгарский базар

— Как давно вы работаете в Болгаре?

— Восемь лет.

— Какие интересные находки, помимо янтарной мастерской, вы там сделали?

— Было много интересного, можно написать целую монографию. Например, основным объектом исследования нашей группы было здание городского базара XIV века. Это уникальная и первая археологически изученная постройка. Для меня эта находка самая интересная. Помимо этого, были и клады — монетные, вещевые. Не всегда клад является такой интересной находкой. По мне, лучше изучать те объекты, которые еще никто не исследовал. К сожалению, от архитектурного сооружения городского базара мало что осталась, поскольку на этой территории велась активная хозяйственная деятельность. Но нам удалось установить его планировку, товары, которыми там торговали.

— Чем там торговали?

— Было много вещей местного производства. Например, нами была обнаружена партия железных стремян — около 70 пар. Были и импортные предметы, о чем свидетельствуют товарные пломбы из Западной Европы. В Болгар привозили сукно, ткань производилась в городах Голландии и Бельгии. Что любопытно, отсюда вывозили овечью шерсть, то есть сырье, а обратно привозили готовую продукцию.

— А куда шла продукция из мастерских Болгара?

— Ориентировались в основном на местный рынок. Также продукцию приобретали соседи, кочевое население Поволжья. Предметы, изготовленные местными мастерами, использовались в пределах Золотой Орды. Отсюда экспортировали в основном сырьевые продукты.

— Какие монеты использовались при торговле на местном базаре?

— Это в основном монеты местного чекана из серебра и меди. Также был чекан Золотой Орды: монеты могли поступать с Нижней Волги, небольшое количество — из Крыма. Импортных монет, к сожалению, не так много. В основном старались использовать местные деньги.

Свинина в рационе

— Существуют ли письменные источники, свидетельствующие о том, что в Болгаре были развиты ремесла?

— Мы можем оперировать в основном восточными письменными источниками, которые указывают, что здесь были развиты различные ремесла. Местная продукция, если куда-то и попадала, то чаще всего шла на территорию русских княжеств. Там часто встречается булгарская керамика, которая достаточно высоко ценилась. Изделия из кости и рога вывозились в страны Востока, там они тоже ценились. Восточные авторы отмечают, что булгарская кожа тоже пользовалась спросом.

— Есть ли какие-то подтверждения того, что в мастерских, кроме татар, работали выходцы из русских земель?

— В качестве подтверждения можно прежде всего привести предметы личного благочестия, которые были найдены в постройках, связанных с этой мастерской: нательные крестики из камня и медного сплава. Была здесь посуда, характерная для русского населения. Наводит на соответствующие выводы состав отходов пищевого потребления: свиные кости, что нехарактерно для мусульманского населения. Совокупность этих факторов позволяет предполагать, что, скорее всего, здесь присутствовало и русское население.

— То есть на территории Болгара могли разводить свиней?

— Может быть, не на территории города. Но в пищевом рационе отдельные жители могли позволить себе свинину.

— Были сообщения об обнаруженной вами керамике из Твери…

— Мы не говорим, что это конкретно из Твери — это лишь предположение. Требуется еще время: нужно посмотреть состав этой глины, характерные формы. Белоглиняная керамика в тот период была распространена и в Твери, и в Рязанском княжестве. Так что Тверь — лишь один из вариантов.

Армянская колония и вопрос сахабов

— Денис Юрьевич, представители каких народов, кроме местного населения и славян, могли трудиться в городе?

— С включением в состав Золотой Орды различных территорий в городе появляется широкий этнический спектр. Были жители Закавказья: многие специалисты отмечают закавказские черты в каменной архитектуре Болгара. Мы находим жилищные объекты, связанные с этим населением. Опять же присутствовали представители кочевых и оседлых народов Поволжья, вошедших в состав Золотой Орды. Кстати, марийское население было включено в состав государства еще в период Волжской Булгарии.

— Куда все эти народы делись? Ассимилировались среди местных, куда-то ушли?

— Было по-разному. Например, на территории Булгарского городища известна армянская колония. К середине XIV века она была выведена за территорию города, видимо, из-за возникших религиозных противоречий. Пока Болгар чувствовал себя уверенно, они жили в городе. Потом они могли спокойно поменять место проживания.

— Получается, армяне пользовались покровительством местного хана, если какой-то период спокойно жили?

— В торговле и ремеслах тогда были заинтересованы многие правители. Те же монголы редко уничтожали города, связанные с торговлей. Как раз наоборот, стремились развивать экономические отношения. Чем, собственно, и славилась Золотая Орда: можно было спокойно передвигаться по ее территории и вести торговлю.

— Когда Болгар был разрушен?

— Его разрушали несколько раз. Первый связан с захватом города монголами, но тогда он быстро оправился. Потом Болгар значительно пострадал в период так называемой Великой замятни в Золотой Орде, когда он был захвачен одним из ордынских князей Булат-Тимуром. Хотя этот момент спорный: это произошло или в период захвата Болгара, или во время оставления города, свидетельством чему являются остатки пожара, санитарных захоронений. Окончательно разрушил Болгар полководец русского князя Федор Пестрый в 1431 году. Последняя дата условная и довольно спорная.

Теперь мы наблюдаем, как идет возрождение Болгара, что можно только приветствовать. Считается (исходя из письменных источников), что именно здесь булгары приняли ислам. И это святое место для мусульман. История Болгара показывает, что здесь продолжительное время могли мирно сосуществовать мусульманское население, христиане, представители других конфессий.

— Существует мнение, и об этом говорят гиды в Болгаре, что в городе были сподвижники пророка Мухаммада (сахабы). Есть ли этому какие-нибудь подтверждения?

— Археологические источники, к сожалению, ответа на этот вопрос не дают. Как археолог по этому поводу ничего сказать не могу. Письменных источников я тоже не знаю.


https://realnoevremya.ru/



Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + = 3