Янтарь балтийский – интерес китайский

Два десятка гигантских самородков из янтаря представят на очередном Янтарном форуме в Светлогорске. Он пройдет в конце июня, но уже сейчас организаторы знают: самой представительной снова будет делегация из Китая, которая увезет с собой килограммы солнечного камня.

Китайский интерес к янтарю настолько высок, что недрагоценный минерал считается уже полудрагоценным. Его даже подделывают – тоже в Китае. Янтарь у китайцев в большой моде: из него делают бусы, четки, амулеты, свадебные украшения. В Китае его называют «северным золотом» и наделяют магическими свойствами. Древнее название янтаря переводится с китайского как «душа тигра». Считалось, что после смерти тигра его душа уходит в землю и превращается в янтарь. Есть поверье и об особых целебных свойствах янтаря. Он будто бы способен сдерживать сильные колебания ауры и успокоить нервных людей.

Непрозрачный рынок солнечного камня

В поселке Янтарный под Калининградом, где располагается единственный в мире комбинат по промышленной добыче янтаря, китайские туристы встречаются в любое время года. Калининградские банки и даже терминалы давно принимают юани. Одни покупают украшения из необработанной смолы, другие – браслеты из спрессованных янтарных шаров, кто-то для себя, кто-то на перепродажу, не вполне законную. Стремительнее всего расходятся большие цельные куски янтаря.

В Китае есть собственное янтарное месторождение на границе с Пакистаном, но его продукт не идет ни в какое сравнение с балтийским ископаемым. Строго говоря, балтийский янтарь, или сукцинит, единственный и стоит называть янтарем. Очень похож на него, почти неразличимо даже для специалистов, ровненский янтарь – из месторождения в Ровненской области на Западной Украине. И китайские заказчики нередко фигурируют в украинских сводках о «черном копании» и контрабанде янтаря.

Криминальный оттенок имеют и действующие от Владивостока до Калининграда янтарные магазины, открытые фактически китайцами для китайцев как для целевой аудитории. В них изделия из янтаря продаются по максимально завышенной цене. То, что в Калининграде можно приобрести за 50 рублей, в Москве будет продаваться за 350 тысяч. Нередки и подделки. Китайцы очень хорошо научились имитировать янтарь из пластмассы – без знатока безделушку трудно разоблачить. Знатоков же среди китайских туристов, которых методично подвозят автобусами к таким магазинам, нет. Поэтому наценка до тысячи процентов – обычное дело. Даже если это пластиковый слоник, обсыпанный янтарной крошкой, за него выложат до 200 тысяч рублей. Ежедневная выручка в таком «ювелирторге» около 5 миллионов. Конкурентов продавцы не боятся: в силу большой заорганизованности китайских групп ни одному туристу даже не приходит мысль отколоться от товарищей и заглянуть в магазин, не указанный в программе гида. А что именно надо указать – китайский гид из китайской турфирмы в связке с китайской точкой продажи янтаря в России знает точно.

Янтарный рынок в целом далек от чистоты и прозрачности, это подтверждает и сотрудник калининградского «Центра научно-технологических исследований янтаря» Сергей Петров:»

Следует говорить даже не о синтетических материалах, которые используют для имитации янтаря и которые иногда дороже самого янтаря, а о янтароподобных материалах. На 90 процентов на рынках продаж под видом балтийского янтаря предлагают янтароподобные смолы: копалы, индонезийский янтарь, то есть дешевые фракции янтарных образований. Они не представляют интереса ни для медицины или косметологии, ни для создания инновационных продуктов. Это фактически те же китайские стекляшки, полимеры, имитирующие декоративные свойства янтаря».

С другой стороны, как сказал Сергей Петров, китайские заказчики способны выкупить у Янтарного комбината в Калининграде от 300 до 600 тонн янтаря оптом только для того, чтобы найти в нем так называемые инклюзы, то есть включения, когда в янтаре сохраняются останки доисторической фауны. И это уже интерес не коммерческий, а научный:

«Их интересуют инклюзы как модель, по которой можно воссоздать картину изменения мира и представить перспективы его изменения. Инклюзы, конечно, представляют ценность. Но они попадаются даже не в десятом, а в тысячном кусочке янтаря, все же остальное китайцами просто выкидывается или передается в третьи страны – в Индию, например, где янтарь используют для сожжения трупов».

На протяжении человеческой истории интерес к янтарю то усиливался, то затихал. И всегда на волнах интереса всплывали разного рода мошенничества.

Контрафакт из бронзового века

Испанские археологи раскрыли недавно две могилы бронзового века – III и II тысячелетия до нашей эры. Украшения, положенные в них, говорили о высоком статусе людей. При этом рядом с тем, что действительно ценно, находились и подделки. В частности, поддельными были янтарные бусины. Их изучили под электронным микроскопом, и они оказались всего лишь раковинами моллюсков, которые густо намазали сверху сосновой смолой. Типичный контрафакт.Археологи знают, что в Европе бронзового века янтарь повсеместно пользовался популярностью – и в тех местах, где добывался, и там, куда его возили на продажу. На территорию современной Испании его везли издалека, поэтому стоил он дорого. Ну как при таких условиях не попытаться заработать 35 тысяч на том, что стоит меньше сотни!..

Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik


Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 − 40 =