Янтарь в Древнем Китае: Слезы тигра
Что-то в янтаре заставляло древних думать о слезах — мистических, золотых слезах.
В греческой мифологии Гелиады (дочери нимф Солнца) наблюдали, как их брат пронесся на колеснице Солнца по небу и, потеряв управление, упал навзничь. Их скорбные слезы текли в море и возвращались обратно в виде янтаря. Другие греки предполагали, что янтарь получается из застывшей мочи рыси. Китайцы говорили, что он превращается в янтарь из слез тигра, когда тот испускает последний вздох. Хотя один вид кошачьих выделений звучит поэтичнее другого, сходство не может быть случайным.
С древних времен китайцы называли этот органический драгоценный камень «ху по», что означает храбрость или дух тигра. Существуют рассказы о тиграх, чьи души попадают в землю и становятся янтарем, что является отражением вековой веры в то, что душа материальна, а не только идеологична. Ли Шичжэнь, врач династии Мин и автор знаменитого «Компендиума медицинской медицины» («Бэнькао ганму»), писал, что янтарь происходит от «души тигра, спустившегося на землю».
Возможно, доктор медицины Ли Шичжэнь и его современники прописывали янтарь, измельченный и принимаемый внутрь в виде пилюль, для успокоения духа, повышения активности крови и облегчения болезненного и частого мочеиспускания (возможно, эта связь подтверждает представление о греческой рыси?). Последнее свойство подтверждается римскими записями первого века. Будучи органическим веществом — по сути, окаменевшим соком сосен эоценовой эпохи, — он легко перерабатывается человеческим организмом при соблюдении правильной дозировки.
Красивые женщины, раздробленные государства
В Китае, как и в Европе, янтарь был одним из самых желанных символов статуса среди высокопоставленных чиновников и престижных семей — и прерогативой красивых женщин.
Согласно «Запискам столицы Чанъань» (или «Разным записям западной столицы»), написанным во времена династии Восточная Цзинь, императрица династии Хань Чжао Фэйянь любила использовать янтарь в качестве подушки, считая, что его натуральный аромат будет благоухать ее тело. В другой записи, относящейся к династии Тан, янтарный браслет, подаренный наложнице на день рождения, стоил «1,7 миллиона».
Янтарный феникс, использовавшийся в качестве декоративной бляшки, датируется династией Ляо (907-1125 гг.). (Музей Метрополитен)
Янтарь был так богат для них, в то время как в других местах он был так дефицитен, потому что хитанцы контролировали районы на северо-востоке, где добывали янтарь. В это время янтарные работы процветали, а после того как Ляо исчезли, исчезло и их мастерство.
Цена на янтарь в ханьском Китае резко возросла, когда Тан распалась на множество государств, включая «варварские» периоды Хитан-Ляо и Чжурчжэнь-Цзинь (в общей сложности 936-1125 гг.).
Гробница, найденная в 1987 году на территории современной Внутренней Монголии, содержала больше янтаря, чем когда-либо было найдено при любой династии. Ее обитательницей была принцесса кочевников, умершая в возрасте 18 лет и погребенная вместе со своим 35-летним мужем. Они были покрыты янтарными бусами, украшениями и прекрасно сохранившимися ожерельями — всего более 2 102 предметов.
Однако после воссоединения китайских территорий при монгольской династии Юань (1271-1368 гг.) свободный оборот янтаря возобновился, что привело к созданию сложных декоративных изделий, в том числе этой ажурной шкатулки династии Цин.
Янтарь, дошедший до нас из эпохи, когда Земля только-только прощалась с динозаврами, прошел долгий путь, и ему еще предстоит рассказать немало историй.
Эта статья является частью еженедельного цикла «Компендиум драгоценных камней Божественной земли», в котором Yun Boutique рассказывает о драгоценных камнях древнего Китая и их значении для китайской культуры. Полную версию серии смотрите здесь. Подпишитесь на электронную рассылку, чтобы получать последующие выпуски.
Читайте также: