Музейщики обнаружили «янтарных» двойников

О Кёнигсбергской янтарной мануфактуре слышали многие: она работала до 1945 года и была известна далеко за пределами родного города. 

Музейщики обнаружили «янтарных» двойников

Янтарь добывали в современном поселке Янтарном, там же происходила первичная обработка камня и находился плавильный цех. Ну а дальше камень попадал в Кёнигсберг. На предприятии трудилось больше 2000 человек: они создавали красивые изделия, и «германское золото» разлеталось по всей стране, а представительства мануфактуры открывались по всему миру (они были в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и других городах).

После войны здание мануфактуры использовали под разные цели, а потом оно и вовсе опустело и разрушалось. Лишь в 2013 году одну его часть передали Музею янтаря под филиал и мастерские (в этом году областное правительство выделило деньги на реконструкцию), другую – Музею Мирового океана под историко-культурный центр «Морское наследие».

Выкупали у коллекционеров

Но это в будущем, а уже сейчас вы можете своими глазами увидеть украшения, которые там делали! Больше десяти лет сотрудники музея собирали экспонаты — выкупали их из частных коллекций в Калининграде и Германии. И на выставке «Весенние цветы» (6+), которая открылась 1 марта, представят 37 антикварных брошей, созданных на Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре.

– В 2007 году в Калининградской области появилась программа развития янтарной отрасли, и в ее рамках выделили средства на закупку экспонатов: так в музее появилась первая брошь Кёнигсбергской мануфактуры. Сначала находили разрозненные экземпляры, но за годы удалось собрать коллекцию из фирменного каталога. Его оригинал вместе с открытками, буклетами и другой печатной продукцией 1930-х годов тоже удалось найти и использовать в экспозиции, – рассказала куратор выставки Виктория Резчикова.
Броши из каталога искали у бывших кёнигсбержцев, увлеченных коллекционеров. 

– Экспонаты относятся к 1920–1940 годам. Этот период называют вторым золотым веком искусства обработки янтаря. И больше всего в ассортименте «Государственной янтарной мануфактуры» было украшений цветочной тематики: в виде стилизованных ягод, фиалок, роз, пшеничного колоса, листов дуба, клевера, – рассказала корреспонденту «Страны Калининград» куратор. – Броши были массовой продукцией, но встречались и редкие экземпляры. Например, ручной работы — мы приобрели кулон в виде розы, это скульптурная резьба из крупного куска янтаря. Она попала к нам из Германии, и ее владелец даже общался с автором – Альфредом Шлегге, уроженцем Кёнигсберга. Тот работал на мануфактуре, создавал такие розы разного размера. А еще занимался реставрацией Янтарной комнаты в Королевском замке.

Следы нашлись в Гамбурге

Конечно, имена авторов большинства украшений неизвестны. Но самые именитые остались в истории.

– На мануфактуре работал известный скульптор Герман Брахерт: он был консультантом и, как главный художник, создавал авторские изделия. Среди них были дипломатические подарки: шкатулки, спортивные призы (кубки и тарелки из янтаря и серебра использовали как почетные призы на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. — Прим. авт.). У нас в электронном виде есть эскизы его украшений (оригиналы находятся в Германии) – кулонов с инклюзами, – поделилась сотрудница музея.
Кстати, до 1920-х годов инклюзы считались загрязнением, и такие камни в украшениях не использовали. Переломило такое мнение мануфактура, изготовив серию красивых и нетипичных изделий. 

– Также стоит обратить внимание на нашу коллекцию двойников. Преемником Кёнигсбергской мануфактуры стал Янтарный комбинат. Но была и параллельная история: украшения, которые до Второй мировой войны создавали на этой земле, затем продолжили выпускать в Гамбурге. Туда переехали немцы – сотрудники и директор мануфактуры. Нам удалось собрать броши-двойники: те, которые были изготовлены в самом Кёнигсберге, и их более поздние копии уже с клеймом другого производителя, – рассказали в музее.


Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

57 − 50 =