Археологи нашли в Татарии янтарную мастерскую времен Золотой Орды

Ученые из Института археологии РАН обнаружили в Болгаре, древней столице Волжской Булгарии, мастерскую по обработке янтаря, где работали выходцы из русских земель. О результатах раскопок сообщает пресс-служба института.

«Мастерская существовала в период подъема городской культуры Болгара после разрушительных событий, связанных с захватом Булгарии монголами. Находка подчеркивает международные связи Болгара и высокий уровень стабильных торговых отношений этого времени», — рассказывает Денис Бадеев, руководитель раскопок на Болгарском городище.

Город Булгар был основан предположительно в восьмом или девятом веке нашей эры, когда на территорию современного Татарстана и сопредельных регионов России проникли племена волжских булгар, вынужденные покинуть территорию Хазарского каганата и Прикаспия.

Он был столицей Волжской Булгарии и известной международной торговой площадкой, на которую стекались товары из Европы, Средней Азии, Китая, Кавказа и Ближнего Востока. Позже, после захвата Волжской Булгарии монгольскими войсками, Болгар стал первой столицей Золотой Орды.

В 1361 Болгар был сожжен во время междоусобных войн. Это стало началом конца города: через сто лет, в 1431 году, Болгар был окончательно разрушен, столицей Волжской Булгарии стала Казань, а Болгар остался лишь местом поклонения мусульманским святыням. Он начал привлекать внимание историков лишь в 18 веке, когда на его территории был построен монастырь и найдены развалины древнего города.

Российские и татарстанские археологи ведут раскопки на территории Булгара уже много десятилетий. За это время они обнаружили здесь бесчисленное множество артефактов, в том числе легендарных золотых украшений болгарских мастеров, а также десятки различных помещений и городских построек, чью роль и функцию им удалось установить.

В прошлом году, как отмечает Бадеев, его команда проводила раскопки в окрестностях базара, находившегося в ремесленном квартале Булгара. Здесь располагались усадьбы мастеров, которые специализировались на обработке цветных металлов, производстве бус и перстней из стекла, изделий из кости и рога.

В одной из них археологи совершили крайне интересную находку – они нашли предметы, указывающие на существование ювелирной мастерской, где изготавливали предметы из янтаря. Ученые обнаружили на ее территории около 700 грамм янтаря-сырца, его обрезки, заготовки и сами изделия, среди которых больше всего было бус и подвесок разных типов.

Доказательством того, что здесь находилась мастерская, а не торговая лавка или склад для хранения партии товара, служат не только найденные отходы, заготовки, но и ремесленный инструментарий — нож с изогнутой спинкой, небольшое долотце, напильник квадратного сечения, шилья, иглы.

Монеты, найденные в этой мастерской, говорят о том, что она работала в конце XIII — начале XIV века. Как полагают исследователи, в мастерской работали выходцы из русских земель. Об этом говорить то, что рядом с ней были обнаружены красноглиняные и белоглиняные горшки, которые обычно находят на территории Руси. Также здесь были найдены каменные и бронзовые нательные кресты, а среди кухонных остатков — свиные кости.

Что интересно, часть керамики была изготовлена не на месте, а привезена в Булгар из Твери или каких-то других русских городов. Причины этого ученые пока не знают, но предполагают, что они попали в столицу Булгарии по тому же пути, что и сами мастера.

Другая интересная загадка – пока не понятно, откуда был привезен янтарь и как он обрабатывался. Бадеев и его коллеги планируют получить ответы на этот вопрос, используя методы химии и физики, не повреждающие ценные артефакты.

Открытие этой мастерской, как отмечает ученый, в очередной раз говорит о том, что ранняя Булгария была «интернациональным» образованием, в чьи городах бок о бок жили представители самых разных этнических групп и конфессий. В частности, «соседями» русских ремесленников были выходцы из Закавказья и тюркоязычные обитатели Нижнего Поволжья.

«Мы привыкли считать, что в таких городах существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку. Раскопки оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило «чересполосно». Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население было переселено на окраины города», — заключает Бадеев.

https://ria.ru/


Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 − = 21